Склады — один из самых выгодных для инвестиций типов объектов. Во-первых, у них самая высокая доходность: в среднем 6,0–7,5%, в то время как магазины приносят 5–6%, а офисы — 4–5%. Во-вторых, на рынке складов можно заключать долгосрочные контракты на 5–15 лет.
Развитие онлайн-ритейла делает перспективы такой недвижимости еще интереснее. С полной автоматизацией доставки товаров в ближайшие 10–15 лет спрос на офлайн-магазины начнёт снижаться, а на склады — расти.
Спрос
Компании стараются ускорить доставку и улучшить сервис за счет построения разветвленной сети складов и пунктов выдачи с помощью внутренних сервисов и партнерства с профильными компаниями. Магазины открывают больше шоу-румов, примерочных и точек самовывоза, чтобы покупатели могли забрать товар в максимально удобном для них месте и в максимально удобное время.
- В 2018 году AliExpress собирается открыть пункты самовывоза покупок в 100 городах России для ускорения доставки своих товаров до скорости внутри российской доставки.
- Интернет-магазин Ozon.ru начал активно развивать региональную сеть складов, чтобы ускорить доставку в регионы. Недавно Ozon.ru открыл региональный склад вместительностью до 650 000 товаров в Краснодаре. Он будет использоваться для двухдневной доставки по всему Южному федеральному округу. В планах открытие подобных складов в Сочи и Ростове-на-Дону.
- Интернет-магазин Wildberries, у которого более 600 пунктов самовывоза в России, Беларуси и Казахстане, до конца 2018 года планирует увеличить сеть на 100-150 пунктов. Запланированный объем инвестиций в расширение сети основатели магазина не раскрывают.
- Компания «Деловые линии» планирует вложить 700 млн рублей в дополнительные подразделения в российских городах-миллионниках для доставки грузов массой до 50 кг. В то же время в регионах планируется открытие офисов формата «у дома» и подразделений для приема малоформатных грузов.
Эта тенденция наблюдается и на зарубежных рынках.
- В августе американская компания Target приобрела транспортную компанию Grand Junction, чтобы построить разветвленную систему доставки товаров в течение одного дня в разных штатах США. Помогать проекту формировать рынок локальной доставки будут более 700 перевозчиков.
- Amazon предлагает доставку в день заказа с любой покупкой стоимостью выше $35 лояльным клиентам в 29 городах в США и Канаде.
- IKEA открывает шесть дополнительных пунктов самовывоза в Канаде.
- Гипермаркет Macy’s планирует превратить все свои 775 точек в пункты выдачи заказов.
- Walmart инвестирует в открытие небольших магазинов, чтобы увеличить охват и позволить клиентам лично забирать товары повседневного спроса — например, средства гигиены и бытовую химию.
Вместе с крупными распределительными центрами увеличится спрос на склады «последней мили» (откуда товар доставляется непосредственно покупателю). Доставка в день заказа товара станет новой нормой этого рынка.Такой склад должен быть расположен в черте города с высокой плотностью населения, чтобы обеспечить поставку товара потребителю в течение нескольких часов.
По данным компании CBRE, до 2020 года общероссийский объем поглощения складов со стороны российского онлайн-ритейла составит порядка 1,5 млн кв. м, а за счет потенциально новых для рынка международных игроков рост может составить еще порядка 1,8 млн кв. м. Если будут сняты ограничения на торговлю продуктами питания, лекарствами и алкоголем, объем спроса на рынке складов может вырасти минимум на 20%. Росту будет способствовать и открытие складов в России трансграничными компаниями.
Хватает ли складов?
Интерес к региональному рынку со стороны федеральных и международных сетей растет. Но готовы ли города к такой нагрузке? Хватает ли складов?
На данный момент в России сложилась следующая ситуация: есть большое количество промышленных комплексов, расположенных на востребованных территориях. Однако их техническое состояние и оснащение практически не изменилось с советских времен и требует реконструкции и больших капитальных вложений. Большинство складских комплексов и промышленных баз не удовлетворяют современным требованиям складирования (не соответствуют санитарным нормам, температурным режимам, имеют пылящие полы, не имеют оборудованной погрузочно-разгрузочной зоны, отсутствует терминальная система). К тому же нет широты номенклатуры предложений. И если посмотреть по рынку, то многие потенциальные арендаторы по определенным направлениям не могут найти устраивающие их склады.
Строительство новых складских комплексов не ведется из-за нехватки земельных участков и их дороговизны. К тому же строительство складов менее выгодно, чем строительство торговых площадей. Крупные компании не заинтересованы инвестировать в строительство новых собственных объектов. Им интереснее аренда комплекса в хорошем месте, с хорошей логистикой и хорошим обслуживанием.
Всего за 2018 год на региональных рынках (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) было введено в эксплуатацию 427 тыс. кв. м, что в два раза меньше результата предыдущего года. На 2019 год анонсировано 559 тыс. кв. м площадей, и еще порядка 300 тыс. кв. м может быть построено по запросу клиентов.
Заключение
Крупные продовольственные ритейлеры сейчас находятся в очень жесткой конкуренции — как ценовой, ассортиментной, так и логистической. Идет борьба за покрытие торговыми точками новых территорий и расширение рынка сбыта. Поэтому для них сейчас одним из ключевых вопросов является строительство и аренда складских помещений для своих распределительных центров.